Изменения, связанные с евроинтеграцией Украины, коснуться и правил получения водительских удостоверений. Соответствующий законопроект был обнародован на официальном сайте МВД. Согласно действующему законодательству, через месяц предложенный проект закона будет утверждаться на заседании правительства, потом его вынесут на голосование в ВР.
В проекте предусматриваются существенные изменения категорий и возраста получения права на вождение определенных видов транспортных средств. МВД планирует расширить перечень категорий водительских удостоверений для управления мототехникой. Если на сегодняшний день существует только 2 категории (А — мотоциклы, А1 — мопеды), то в ближайшем будущем их может стать 4:
- АМ — мопеды (до 50 куб.см или 4 кВт);
- А1 — мотоциклы (до 125 куб.см или 11 кВт);
- А2 — мототехника, у которой соотношение масса/мощность не превышает 0,2 кВт/кг;
- А — более мощные мотоциклы.
Права категорий АМ и А1 можно будет по-прежнему получить с 16-ти лет, но вот категория А2 станет доступна только после 18-летним водителям. Получение водительского удостоверения категории А будет возможно только для людей старше 20-ти лет, у которых уже есть стаж вождения мототехники категории А2 более 2-х лет. Стать водителем автобуса или тягача раньше 24-лет будет невозможно.
Получение первого водительского удостоверения будет сопровождаться определенными ограничениями:
- права будут выданы только на тестовый период (2 года);
- начинающий водитель не имеет права развивать скорость более 70 км/ч;
- полноценные права новичок получит, если за 2 года совершит не более 2-х правонарушений.
Согласно новому законопроекту, срок действия водительского удостоверения будет сокращен с 30 до 15 лет, а для водителей грузовиков и автобусов — до 5 лет. При этом уточняется, что нововведения относятся только к тем правам, которые будут выданы после вступления данного закона в силу. Удостоверения “старого образца” будут действительны до окончания ранее установленных сроков.
На порядок выдачи водительских прав будет влиять и тип коробки передач, установленной на автомобиле для сдачи экзаменов по вождению. Если экзамен сдан на машине с коробкой автоматом, то для управления автомобилем с “ручной” коробкой передач такие права не подойдут. И наоборот.
Стоимость самой “пластиковой карточки” тоже будет повышена, поскольку сумма административного сбора будет привязана к прожиточному минимуму и составит 0,45 ПМ. Таким образом, цена повысится с 245 до 912 гривен.
Еще одна законодательная инициатива — документ №10130, предусматривает введение новых штрафов за нарушение правил перевозки детей в автомобиле. Пояснительная записка к законопроекту указывает на снижение до 80% детской смертности в результате ДТП при использовании специальных детских кресел (данные ВОЗ).
Там же приведены результаты проведенного компанией Ipsos исследования, согласно которым при перевозке детей до 6 лет автокресла используют только 12% украинских водителей, для детей старшего возраста это приспособление не используется вовсе. Для сравнения, в странах ЕС эти показатели достигают 99%.
Действующие штрафы за нарушении правил перевозки детей:
- Польша — €35;
- Германия — €60;
- Чехия — €78;
- Эстония — €400.
Если законопроект №10130 будет принят, то соответствующий штраф в Украине составит 510 грн за первое нарушение, зафиксированное в течение года. За повторное нарушение — 850 грн. Контроль за соблюдением этого закона будет возложен на полицию.