Дорогая дорога

Дорогая дорога

Действия активистов

В условиях действия коррупционных схем, не позволяющим восстановить украинские дороги, водители-активисты приняли решение самостоятельно “залатать” ямы. И это уже не первый случай за последние голы. Но, оказывается, что ремонтировать дороги, которые представляют опасность как для транспортных средств, так и для жизни участников дорожного движения, — это преступление! Тем, кто не дождался исполнения многолетних обещаний чиновников и самостоятельно начал ремонт дороги, грозит штраф за несоблюдение необходимых бюрократических норм.

С такой проблемой столкнулись активисты, которые попытались обеспечить проезд по дороге Тернополь-Ивано-Франковск, которая капитально не ремонтировалась уже четверть века и представляет собой 50 км ям и кусков старого асфальта.

В 2018 году на этой трассе были проведены ремонтные работы на участке длиной 1,5 км, стоимость которых составила 2 миллиона гривен. Но весенние дожди смыли все “результаты” этого ремонта. По этой причине автомобилисты, не дожидаясь милости от властей, закупили на 4 тысячи гривен “холодного асфальта” и залатали ямы на 2 км дороги. Теперь им грозит за это штраф.

Мнение чиновника

Кто виноват?

И.о. директора ГП «ГосдорНИИ» Артем Безуглый, посвятивший 15 лет своей жизни украинским дорогам, назвал основные причины их катастрофического состояния. Кроме коррупции, с которой борются посредством организации Дорожного фонда и проведением политики децентрализации (т.е. распределением денег через не менее коррупционные схемы), называются “недофинансирование”, плохой климат, некомпетентность чиновников и даже транспортные средства, которые по этим дорогам ездят.

Тему коррупции Артем Безуглый плавно обходит, утверждая, что эта проблема охватывает все сферы украинской жизни, и выявлять ее должны специально созданные для этого органы.

Ежегодный ремонт, который должен проводиться на дорогах Украины:

  • текущий — 34 000 км;
  • капитальный — 14 000 км.

Для восстановления всех дорог, по словам и.о. директора ГП «ГосдорНИИ» нужно от 400 млрд до 1,2 трлн гривен, а ежегодная потребность в финансировании составляет от 40 до 120 млрд гривен.

Виновата и погода, которая негативно влияет на старое или некачественное дорожное покрытие частыми температурными перепадами! Ведь вода, замерзающая в трещинах изношенного асфальта приводит к дополнительным разрывам полотна. А вина транспортных средств, разрушающих дороги, состоит в том, что они не соответствуют нормативам 60-х годов прошлого века, когда и были проложена большая часть украинских дорог!

Что делать?

А что же сделано для решения этих проблем? Могут ли активисты рассчитывать на то, что им не придется делать дороги самим, подвергаясь штрафам?

Чиновники утвердили план действий на 5 лет, в результате выполнения которого все украинские области должны быть соединены качественными дорогами. Закупка и оплата услуг будет проводиться через электронную систему торгов PROZORRO, что поможет всем интересующимся следить за реализацией планов “5-летки”.

Децентрализация позволила внедрить целевое финансирование. На рынке ремонтных работ создана конкурентная среда, позволяющая эксплуатировать частных подрядчиков. Утверждена программа повышения безопасности ДД в Украине до 2020 года: на дорогах появляются кольцевые развязки, освещенные пешеходные переходы, направляющие островки для снижения скорости…

Строительные нормы и техстандарты изменяются для гармонизации с европейскими. Внедряются интеллектуальные транспортные системы (Weight in Motion) и геоинформационные системы управления состоянием автодорог.

Трехмерная печать

А пока наши чиновники «утверждают» и «внедряют», в мире получила распространение 3D-печать в дорожном строительстве и ремонте. Трехмерная печать подходит как для заполнения асфальтобетоном поврежденных участков, так и для создания больших участков дорожного покрытия.

Джон Смит, разработчик принципиально нового принтера-асфальтоукладчика для ремонта дорог, в 2015 году основал стартап Advanced Paving Tech и собрал необходимые средства. С группой единомышленников и специалистами исследовательского центра калифорнийского Университета Смит разработал новый метод “дорожной печати” в 3 этапа:

  • принтер-асфальтоукладчик трехмерным лидаром сканирует геометрию повреждения;
  • используя программное обеспечение, моделирует виртуальную дорожную карту;
  • укладывает согласно ей асфальтобетон, используя технологию мульти-сегментированной переменной стяжки.

Преимуществах нового метода:

  • более плотные и гладкие слои укладываемого в яму материала;
  • отсутствие необходимости в специальной обработке ямы;

При этом количество необходимой для ремонта спецтехники — 1 единица.

Верх