Google-мобили всех опередили

Google-мобили всех опередили

10 лет назад в Twitter появилось сообщение компании Google о запуске проекта «Шофер». И вот в 2019 году компания Waymo (подразделение Alphabet, холдинга отделившегося от Google после реорганизации) уже предоставляет услуги беспилотного такси в 25 американских городах. В сервисе работает около 600 автомобилей.

А все началось в 2004 году, когда в Пентагоне решили, что для снижения рисков неплохо было бы разработать машины, которые могут обходиться без водителя. Был объявлен конкурс с денежным призом в 1 миллион долларов, но представленные на нем автомобили не оправдали возложенных надежд. Второе состязание, проведенное минобороной США, принесло первые результаты — беспилотник Stanley, разработанный Себастьяном Труном (Стэнфорд).

Через 2 года С. Трун уже работал в Google над разработкой программного обеспечения панорамных карт Street View. В этом проекте также принял участие еще один участник конкурса — Энтони Левандовски, основатель Anthony’s Robots и 510 Systems. В начале 2008 года компания Google начала разрабатывать модель беспилотного автомобиля, о чем официально заявила только осенью 2010 года после большого числа удачных испытаний.

Первым штатом, в котором официально были разрешены беспилотники, стала Невада. Затем к нему присоединились Флорида и Калифорния. Автомобиль Google без педалей и руля получил прозвище “Светлячок” за то, что на нем был установлен вращающийся лидар.

После реорганизации компании Google в 2016 году, проект перешел к холдингу Alphabet, стал отдельным подразделением и получил название Waymo. В 2017 году беспилотники уже тестировались с пассажирами на борту.

На сегодняшний день 600 минивэнов Chrysler Pacifica компании Waymo проехали уже более 16 миллионов километров американских дорог. Автомобили оснащены лидарами, камерами, микрофонами и прочими устройствами. Они способны распознавать звуки, “видеть” в 3D на дальние и близкие расстояния. Но для полноценного управления автотранспортом нужен способ обработки информации, способный заменить человеческое мышление.

Над созданием искусственного интеллекта (ИИ) сейчас бьются многие мировые лидеры автопрома, потому что понимают, что вслед за отменой двигателей внутреннего сгорания и внедрением электромобилей придет черед замены водителя на программу управления беспилотником.

Но для Waymo этот этап остался далеко позади, потому что (не афишируя и не делая громких заявлений) в 2010 году компания уже начала изучение ИИ и обучения Google Brain. Над этими проектами работали ученые, совершившие прорыв в изучении данной тематики, — Алекс Крыжевский, Илья Суцкевер и Джеффри Хинтон. Они создали для беспилотников Waymo уникальные нейросети, способные обрабатывать огромное количество информации, которую они получают от датчиков, камер и лидара. 10 лет тестов и 16 миллионов километров проезда позволили составить все возможные сценарии взаимодействия беспилотника с внешним миром.

Но и это еще не все, — компания разработала симуляторы, в которых ежедневно по улицам виртуальных городов ездят 25 000 виртуальных беспилотников. Их общий пробег — 11 миллиардов километров. А количество собранных данных и просчитанных сценариев превышает все мыслимые пределы.

Waymo анонсирует запуск в ближайшее время 62 000 Chrysler Pacifica и 20 000 электрокаров Jaguar I-Pace. Таким образом Google-Waymo обошел на старте всех своих конкурентов. За ним “не могут угнаться” ни General Motors, запустивший Cruise Automation, ни Honda. Никакие миллиардные вложения не могут гигантам автопрома помочь компенсировать упущенное время.

Справедливости ради, можно отметить достижение GM — компания планирует в этом году запуск своего сервиса такси-беспилотников, которых у них сейчас 150 штук. На третьем месте в этой гонке — компания Baidu, которая тоже планирует старт аналогичного проекта в Китае.

Компания Илона Маска Tesla также работает над созданием беспилотного автомобиля, но ее подход к решению этой задачи несколько иной. Отказавшись от лидаров, Маск сделал ставку на бортовые камеры. Это рискованное решение, но в случае успеха Tesla может обойтись без проведения многочисленных тестов и прокатов для сбора информации.

Необходимый для обучения ИИ массив данных поступает в распоряжение компании со всех реализованных ею электромобилей. А это сотни тысяч электрокаров по всему миру. Таким образом, у Tesla есть реальный шанс догнать и перегнать конкурентов. Но Маск не планирует выпуск такси. В 2019 году он анонсировал возможное открытие сервиса “поездок с попутчиками”.

Верх