В четверг, 18 апреля, Россия ввела запрет на поставки в Украину отдельных видов товаров. Так, с 1 июня на Украину российские уголь, нефть и нефтепродукты будут экспортироваться только по отдельным разрешениям. Украинские эксперты по-разному оценивают последствия такого ограничения. Одни прогнозируют рост цен на автогаз, дизтопливо и даже бензин, другие — видят в этом новые возможности для развития нефтеперерабатывающей промышленности на Украине.
В свете сложившейся ситуации пришло время более внимательно рассмотреть возможности использования возможных альтернатив. Современный мировой автопром уже несколько лет движется в направлении отказа от ДВС и переходит на использование возобновляемых и экологичных ресурсов.
Электричество
10 лет назад электромобили были для большинства людей диковинкой и больше ассоциировались с научной фантастикой, чем с доступным транспортным средством. Электрокары выпускались как эксклюзивные авто. Увидеть их можно было только на автошоу или научных выставках.
Сейчас автомобили с электрическими двигателями выпускаются серийно. При этом они составили реальную конкуренцию автомобилям с ДВС и существенно потеснили их на рынке. Все представители автопрома выпускают если на полностью электрифицированные, то, по крайней мере,- гибридные авто. По всему миру, в том числе и на Украине, работают сети электро-зарядных станций, позволяющих комфортно эксплуатировать электрокары.
На автовыставках в 2019 году были продемонстрированы электромобили всех известных марок. Наиболее известным полностью электрифицированным автомобилем остается Tesla. Маск заявляет, что компания «делает все возможное», чтобы снизить базовую стоимость Model 3 до анонсированных $35.000.
Авто на солнечных батареях — такие же электрокары, но использующие солнечную энергию. Но пока такие батареи не используются для самостоятельного питания мотора, но они уже применяются как дополнительные источники энергосбережения.
Водород
В 2018 году компания Toyota анонсировала выпуск автомобиля Mirai, который должен работать только на водороде. К такому авто нужны специфические заправочные станции. После одной заправки Toyota Mirai проезжает до 650 км. Энергия в таком двигателе образуется за счет реакции окисления водорода в электрохимическом генераторе. Единственным «выхлопом» Mirai становится чистая вода.
Цена этой модели в Японии составит около $60.000. При этом японское правительство всем покупателям экологичных седанов выдает государственные субсидии в размере $17.000..
Био-топливо
Лидерство бесспорно остается за электромобилями и водородными авто, но в качестве “экологического топлива” рассматриваются и другие варианты. Самыми известными из них стали следующие.
VW Bio-Bug
В 2010 году британская фирма Geneco создала экспериментальный автомобиль VW New Beetle, работающий на “желудочном метане”, который вырабатывается из человеческих экскрементов. Стартовал газомобиль Volkswagen (VW Bio-Bug) на бензине, затем ехал на нем пару километров, а когда двигатель прогревался до нужной температуры — автоматически переключался на метан.
VW Bio-Bug заправлялся био-топливом, переработанным из канализаций. Из стоков одного частного дома получали метан, на котором газомобиль проезжал 300 км. Новое топливо соответствовало евростандартам: дешевая себестоимость, низкие выбросы в атмосферу и отсутствие негативного влияния на работу двигателя.
Био-этанол
Этиловый спирт из растительного сырья подходит не для всех двигателей. Для такого топлива нужен автомобиль Flex-Fuel (с многотопливной силовой установкой). Для производства био-дизеля пробовали выращивать рапс, но его себестоимость оказалась не такой уж и низкой. Биодизель оказался активен с пластомерами, разъедая их быстрее, чем обычное ДТ. Гарантийный срок био-топлива — не более 3 месяцев, поэтому период его использования сильно ограничен.
Топливные гранулы
Топливные гранулы био-топлива использовались шведской компанией Precer Group, в качестве демонстрации возможностей их энергетических установок. 1-2 кг древесных гранул хватало для преодоления расстояния в 16 км.